Достаточно представить себе ситуацию, как если бы некий человек сотворил какую-либо сложную, динамичную функциональную систему (семью, бизнес, сообщество, государство и т.п.) – и сразу после этого самоустранился…
Мол, пускай теперь оно само живёт, само идёт, само развивается…
Спрашивается: долго ли просуществует данная функциональная система?
Для любого здравомыслящего человека, даже не учёного, совершенно очевидно, что при таком самоустранении «творца» это «творение» долго не проживёт. Мало того, при своей дезинтеграции оно способно и травмировать этого «творца»: он может и в долгах остаться, и в тюрьму попасть, и даже быть убитым политическими противниками и т.д.
Откуда такая популярность деизма среди реально умных людей?
Ответ на эту загадку мы находим, просматривая дальнейший ход исторического процесса. Глядя на него, нам становится очевидно, что деизм был не чем иным, как своего рода уловкой, хитростью учёных того времени.
Принимая во внимание ту опасность, которой они подвергались со стороны католической церкви, такая позиция вполне обоснована. Она позволяла и еретиком не прослыть (т.е. не подвергать себя опасности иметь дело с тогда ещё сильной инквизицией), и при этом любимой наукой продолжать заниматься.
Напомним, что и Джордано Бруно был сожжен во времена Декарта, и Галилей осужден в этот же период, так что опасения были не беспочвенны.
Соответственно, когда уже ближе к концу XVII века в результате широкого распространения протестантизма сила католичества в Северной Европе ослабла, необходимость прятаться за деизм отпала, и нормой в учёном мире довольно быстро стал атеизм.